Тревожность ребенка. Определение уровня тревожности Филлипс

Методика Филлипса. Диагностика уровня школьной тревожности

Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность. Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных.Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. У детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом – общении со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности – отношение к будущему и проблемы, связанные с отношениями полов. Помимо боязни идти в школу, нередко возникает страх опросов. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, оконфузиться, быть осмеянным. Как правило, боятся отвечать на вопросы тревожные, боязливые дети. Больше всего бояться отвечать у доски. Доска для них - это своего рода лобное место. Именно у доски в полной мере проявляется беззащитность некоторых детей, их незащищенность.

Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни в дальнейшем. Именно поэтому так важно вовремя отследить и понять  причину тревожного стояния  ребенка. Наш сайт предлагает вашему вниманию методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Основной целью которой является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

1. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
2. Бывает ли так, что ты долго не можешь заснуть, думая о том, что будет завтра в школе?
3. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь самостоятельную работу?
4. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
5. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
6. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты выполняешь задание на доске перед всем классом?
7. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя опрашивают?
8. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
9. Когда ты выполняешь задание, бывает ли так, что ты чувствуешь, что получишь за него «2»?
10. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
11. Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
12. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?
13. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
14. Снилось ли тебе временами, что у тебя не получается такое задание, которое могут сделать все твои одноклассники?
15. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
16. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?
17. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи, которые раньше хорошо знал?
18. Когда учитель дает самостоятельную работу, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ней?
19. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
20. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может спросить тебя или дать проверочную работу?
21. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
22. Волнует ли тебя вопрос, не останешься ли ты на второй год?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *